НА РУИНАХ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ. Автор Дмитрий Сатанов
В Ярцеве погибает главный объект исторического наследия — комплекс зданий Хлудовской мануфактуры. Не просто памятник, а настоящий символ нашего города. Но до этого символа, кажется, вообще никому нет дела — ни местным властям, ни областным, ни федеральным.
Старинный комплекс бумагопрядильной мануфактуры был построен в Ярцеве в XIX веке купцом Хлудовым по английскому проекту. Это событие стало ключевым в местной истории — именно благодаря основанию фабрики возник наш город. Увы, до наших дней от хлудовского наследия осталась только небольшая часть фабричного корпуса и знаменитая башня с часами.
Официальным годом её постройки считается 1873-й. Фабрика неоднократно перестраивалась, а в годы Второй Мировой войны была почти полностью уничтожена. То, что мы можем видеть сегодня — лишь малая часть старинных зданий. Часы на этой башне когда-то умели играть «Интернационал», но этого не помнят даже старики: механизм давно утрачен, последняя часовая стрелка зависла на «пол-шестого», а само строение обветшало, подверглось разграблению и поросло молодыми берёзками.
При этом, здание официально является… охраняемым объектом. Соответствующий статус был присвоен ещё в 1974 году решением Смоленского облисполкома (номер 6702242000 в перечне особо охраняемых объектов). Недавно этот статус был подтверждён: в 2016 году приказом Министерства культуры №2648 остатки фабричного корпуса с башней зарегистрировали в государственном реестре объектов культурного наследия.
В советские годы исторический корпус находился в составе Ярцевского хлопчатобумажного комбината и эксплуатировался. Затем, после приватизации, оказался в собственности ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат». Но для нужд производства корпус не задействовался, и со временем его отключили от всех коммуникаций.
О статусе исторического здания всё это время предпочитали не вспоминать. Для собственника это — лишняя головная боль, для местных властей — ненужный балласт. Тем временем, мощные дореволюционные стены ветшали, кирпичи продолжали сыпаться вниз, а берёзы из потрескавшейся кладки продолжали расти вверх. По корпусу начали рыскать охотники за металлоломом, несмотря на то, что здание находится в промышленной зоне и свободного доступа туда, по идее, нет.
Ещё пять лет назад, в 2019 году, наша газета обращалась в городской Совет депутатов с вопросом — какие меры принимаются к обеспечению сохранности исторического здания?
После этого запроса началась обычная бюрократическая канитель. Из Совета копии нашего обращения были направлены в районную администрацию и в областной департамент по культуре. Из департамента вскоре прислали неопределённую отписку:
«Уполномоченным специалистом произведен осмотр состояния зданий объекта культурного наследия, по результатам которого составлены соответствующие акты. Копии указанных актов для принятия соответствующих мер будут направлены собственникам объекта».
Содержательный ответ, не правда ли? Собственника ознакомили с результатами осмотра здания — словно собственник был не в курсе. На самом деле, уже тогда все прекрасно знали, что историческое здание разваливается.
Дело в том, что ещё в 2004 году ОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» дал заключение о неудовлетворительном состоянии имущества. То есть на протяжении многих лет проблема была подтверждена документально — но никто никаких мер не принимал. Здание продолжало разваливаться изнутри и снаружи, причём складывалось впечатление, что это прямое попустительство: ему специально дают разрушиться, чтобы не заниматься восстановлением.
В итоге случилось то, что должно было случиться: летом 2021 года в «хлудовском» корпусе произошёл пожар. Когда сгоревшие конструкции разгребли, то оказалось, что у здания уничтожена кровля, а также повреждена часть второго этажа. С тех пор исторический объект открыт всем ветрам и уже три зимы подряд подвергается разрушающему воздействию осадков. Сейчас приближается уже четвёртая зима…
К слову, конкретных виновников пожара так и не нашли. После случившегося прокуратура проводила проверку. Её результаты читаются как диагноз:
«Выявлены нарушения, которые стали возможны в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат» требований законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия, что может повлечь негативные последствия и привести к полной утрате объекта защиты».
В итоге всё ограничилось бумажным реагированием. Владельцам здания было выдано «представление об устранении нарушений». Как эти нарушения были «устранены» — можно видеть и сейчас: после пожара трёхлетней давности здание так стоит без крыши. Молчат местные депутаты, молчат ведомства по охране культуры, да и прокуратура тоже умолкла…
Вот что любопытно. Три года назад, после упомянутого пожара, директор ООО «Ярцевский ХБК» направил тогдашнему главе района Владимиру Макарову обращение, в котором предлагал безвозмездно передать городу историческое здание — вместе с башней. Строение, в котором ранее располагался отдел главного механика, по назначению не используется и приносит только проблемы.
Разумеется, муниципальные власти отказались. Содержать такую махину местному бюджету не по карману, да и полномочия не позволяют. Рассудили так: раз это памятник «регионального значения», то пусть этой проблемой занимается регион. То есть областное управление по культурному наследию.
И снова — тишина на несколько лет. Сменились региональные власти, областная администрация стала «правительством», поменялось районное начальство, да и сам наш район уже преобразуется в «округ». В этой суете чиновникам точно было не памятников регионального значения. Тем временем, дореволюционный корпус успешно продолжил разваливаться — и разрушается до сих пор.
На глазах у всего города пропадает сам символ этого самого города. Его главная достопримечательность. Тот «краеугольный камень», от которого началась наша современная история. И никто из местных «профессиональных патриотов» не бьёт тревогу. Всем всё равно.
Недавно в социальных сетях, при обсуждении очередной реставрации в областном центре, вспоминали печальную судьбу Хлудовской башни в Ярцеве. Дескать, было бы неплохо принять хоть какие-то меры к её сохранности. Наша районная администрация выдала чудовищный по своей простоте комментарий:
«Объект — башня с часами — находится в частной собственности. Обязанность по сохранению объекта культурного наследия и осуществлению расходов на его содержание и поддержание в надлежащем состоянии возложена на собственника».
Тупиковое сознание местных чиновников порождает тупиковую ситуацию: памятник есть, он подлежит государственной охране, но он находится в частной собственности и контролировать частника чиновники не собираются. Им это неинтересно.
Невольно вспоминается заключение из прокурорской проверки трёхлетней давности — «…может привести к полной утрате объекта». Кажется, именно этого все и дожидаются.
Но нужно иметь в виду: пока в нашем городе разваливается главный исторический памятник, никто из местных чиновников или депутатов не имеет морального права рассуждать на тему патриотизма, исторической памяти или заботы о наследии предков. Вот она — наша история, в виде Хлудовской башни на Ленинской улице. Никому не нужная и всеми забытая.
P.S. Как недавно заявил губернатор Василий Анохин, «сохранение памятников архитектуры в области — это важная работа, которая необходима для сохранения культурного и исторического наследия»…
Дмитрий Сатанов
Газета "Сигма плюс"
Посткриптум: Для начала, статья о бездействии Ярцевской администрации, будет выслана губернатору и в администрацию Президента.