Сайт открыт 12 июля 2002 года. Главный сайт города Ярцево*
04.01.2021

Стальной путь прогресса

Первый русский капитализм приехал в Ярцево по железной дороге.

Стальной путь прогресса


Современная цивилизация пришла в Ярцево 150 лет назад вместе с железной дорогой. Стальные рельсы, проложенные из Москвы в Европу, моментально превратили захолустную деревеньку Ярцово Духовщинского уезда в крупный промышленный центр. С паровыми машинами и с первыми крупными капиталами в наши края пришёл прогресс. Темпы роста были такие, что нынешний Китай им мог бы только позавидовать: от грохота первых паровозов до первого фабричного гудка над Вопью прошло всего несколько лет!

Вообще, первую железную дорогу в России построили ещё в 1837 году под руководством австрийского инженера Франца Герстнера. Она была маленькая, «экспериментальная»: соединяла Петербург с Царским Селом. Это была частная стройка, которую финансировал один из самых богатых людей империи граф Алексей Бобринский. С той поры так сложилось, что железнодорожным строительством в Российской Империи занимались частные акционерные общества.

В 1843 году началось строительство Николаевской железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. В нашей стране не было опыта таких работ, поэтому в Россию пригласили консультантов из США — инженеров Уистлера и Брауна. Американцы были ошарашены размерами воровства на строительстве. Таких фактов было множество. Например, простые деревянные шпалы, которым была цена 27 копеек за штуку, подрядчики покупали по 70 копеек, а на строительство эти же шпалы поставлялись уже по 1 рублю 50 копеек за штуку! Дельцы набивали карманы, казна пустела. Традиция, однако!

Стальной путь прогресса

В XIX веке паровоз приносил с собой новый уровень цивилизации

Стройка велась вручную — руками тысяч крепостных крестьян, на всю магистраль работало только четыре паровых американских экскаватора. В итоге ценой невероятных усилий дорога была построена и в 1851 году движение поездов между двумя столицами было открыто. Так Российская Империя приобрела опыт железнодорожного строительства, которое вскоре широко развернулось во всех направлениях.

Кстати, население иногда боялось технического прогресса. Крестьяне и обыватели опасались, что «железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца и дома около дороги погорят». Люди вообще боятся всего нового. Так и в наши дни — обыватели опасаются сетей 5G и протестуют против вышек сотовой связи…

В нашей губернии до железных дорог основными путями сообщения были почтовые тракты. Соответственно, и самые развитые города, уездные центры, находились на этих трактах: Поречье (ныне Демидов), Белый, Духовщина, Дорогобуж.

Ярцево лежало как раз на тракте между Духовщиной и Дорогобужем. Его иногда называли Екатерининским большаком. Он отчасти совпадает с нынешним Духовщинским шоссе. Большак проходил мимо теперешнего кладбища Хатынка и вёл к переправе через Вопь. В современном Ярцеве приблизительно на месте древнего такта сейчас проходят Московская и Железнодорожная улицы. Дальше тракт шёл от Ульховой слободы по нынешней дороге через Петрово, Засижье и Войновщину на Дорогобуж. Сейчас участок между Засижьем и Войновщиной утрачен и прямого проезда нет, но двести лет назад это была главная дорога в нашей местности. Такие маршруты выстраивались веками и во времена «феодальные», аграрные, они вполне устраивали местную экономику.

С приходом капитализма, при повсеместном росте промышленного производства, потребовалась новая логистика и принципиально новые пути сообщения. Капиталу требовалось быстро перебрасывать на большие расстояния большие партии товаров. И здесь без железных дорог было не обойтись.

Самая первая железнодорожная линия, прошедшая через Смоленскую губернию, была Риго-Орловской. Её проложили через Смоленск в 1868 году. Эта магистраль проходила от портов на Балтике по Лифляндской, Витебской, Курляндской, Ковенской, Могилёвской, Смоленской и Орловской губерниям. Но этого было недостаточно: стране требовался прямой маршрут для сообщения с Западной Европой.

Стальной путь прогресса

Риго-Орловский вокзал в Смоленске
 
Царское правительство решило соединить стальной магистралью Москву и Варшаву. Для этого сначала в 1868 году построили линию от Варшавы до Брест-Литовска. Стройка тоже была частной — её финансировал варшавский банкир Леопольд Кроненберг.

Затем пришла очередь соединить Брест с Москвой. Поначалу рассматривались разные маршруты для будущей трассы. И вполне могло получиться так, что железная дорога прошла бы мимо нас. Но ещё в 1866 году земское собрание Смоленской губернии выступило с ходатайством, чтобы дорога обязательно была проведена через центральные уезды — Вяземский, Дорогобужский, Духовщинский. Руководство нашей губернии упорно добивалось «распространения цивилизации». И когда в 1867 году на Смоленщине случился неурожай, вызвавший голод, правительство определилось: пусть дорога проходит через центр Смоленской губернии, это хоть как-то обеспечит работой местное население. Начались изыскательские и геодезические работы…

В 1868 году строительство было оформлено в виде частного предприятия с участием иностранного капитала: им занялись Рижский торговый дом Шепелера и банкирский дом братьев Зульцбах из Франкфурта-на-Майне.

По проекту, стоилась дорога двумя участками: в 1870 году открыли движение от Москвы до Смоленска, включая станцию Ярцево, а в 1871 году — от Смоленска до Бреста. Сам проект был утверждён таким: длина дороги — 620 верст, ширина полотна — на два пути, с укладкой рельсов в один путь с многочисленными разъездами, подвижной состав — 73 паровоза, 68 пассажирских и 800 товарных вагонов.

Сметная стоимость была огромной: в тогдашних ценах она составляла 26 миллионов рублей. По условиям договора, дорога в течение восьмидесяти лет должна была оставаться в частном управлении, после чего передавалась государству.

Московско-Брестскую железную дорогу (впоследствии она была переименована в Александровскую) строили быстро — фактически, само строительство, без учёта проектно-изыскательских работ, уложилось в два года: началось в 1869 году, движение на московско-смоленском участке открыли через год, а в 1871 году действовал уже весь маршрут, прошедший через Московскую, Смоленскую, Могилёвскую, Минскую и Гродненскую губернии.

Началась стройка весной 1869 года одновременно из Смоленска и из Москвы, навстречу друг другу. В столице около Тверской заставы построили Смоленский вокзал, впоследствии переименованный в Белорусский. А нашем губернском центре было сразу два вокзала, соединённых между собой аркой: Смоленск «Риго-Орловский» и Смоленск «Московско-Брестский». Война уничтожила старые вокзалы.

Стальной путь прогресса

Дореволюционная путевая открытка

В течение полутора лет кипела работа: возводились насыпи, строились мосты и станции, паровозные депо и водокачки… Кстати, первоначально вокзал в Ярцеве располагался немного западнее — он был деревянным и сгорел вскоре после революции. Отстроенный впоследствии кирпичный вокзал был разбит в годы войны, нынешнее здание — уже послевоенное.

Ярцево преобразилось. Около деревеньки в семь дворов появилась железнодорожная станция, сюда из уездной Духовщины приезжали поглазеть на такие новшества местные начальники и купцы. В наших краях люди до тех пор никогда не видели такого чуда, как паровоз. А поглазеть было на что: паровозы новейших моделей заказывали в Западной Европе. Совсем как сейчас — ведь наши известные «Ласточки» на самом деле просто переименованные немецкие электрички «Siemens».

И вот в сентябре 1870 года линия Москва-Смоленск была готова к эксплуатации.

Официальный «день рождения» нашей станции — 20 сентября 1870 года. Именно в этот день через Ярцево торжественно прошёл первый поезд. Жизнь забурлила!

Появилось паровозное депо, а вместе с ним — целый посёлок железнодорожных рабочих. На фоне сугубо крестьянского уезда это выглядело как «инновационный центр». А уж когда пришли электричество и телеграф, то вся цивилизация уезда окончательно переместилась на станцию Ярцево. Через несколько лет в посёлке при станции было несколько кузниц, мыловаренный завод, два кирпичных завода!

Причём так происходило повсеместно. Железная дорога — это прогресс, а прогресс меняет жизнь до неузнаваемости. Например, бывшие деревеньки Ярцево и Сафоново вообще возникли как «города» именно благодаря железной дороге. Кстати, Сафоново долгое время называлось «станция Дорогобуж», по названию уездного центра.

А если посмотреть на Духовщину или Демидов, бывшее Поречье? Ещё двести лет назад это были главные города в наших краях, уездные центры. Но железная дорога прошла мимо — и что сегодня с этими городами? Всего за несколько десятилетий они превратились в тихие местечки. Вот что значит — «оказаться в нужное время в нужном месте». Это не только к людям — это и к городам относится.

Главное, что принесла железная дорога — это, как сказали бы сейчас, «инвестиции». Ведь именно благодаря наличию железной дороги Ярцево было выбрано для строительства новой, современной текстильной фабрики.

В начале 1870-х на станции Ярцево с московского поезда сошёл солидный господин с прислугой. В том же поезде с ним прибыла группа английских инженеров. Прибывших встречало духовщинское уездное начальство… «Хлудов Алексей Иванович, купец первой гильдии», — представился важный гость и вскоре перешёл к делу: «Что ж, давайте осмотрим местность — вот там, у реки, в полутора верстах от станции…».

Деловая хватка Хлудова и его многомиллионные капиталы сделали своё дело: уже через пару лет на берегу Вопи началось неслыханное по размаху строительство хлопчатобумажной мануфактуры, вокруг которой возник будущий город. Так, по железной дороге, в Ярцево приехал первый русский капитализм — и наша история перешла на новый уровень…
 

 
   
 

Новое на сайте

06.04.2024 года. Создана страничка пекарни полного цикла "Мамин хлеб"

Открыта страничка Мамин хлеб

 Более подробно здесь: (переходите по ссылке) http://www.yartsevo.ru/mamin_khleb.html


31.03.2024 года. Вчера мы опубликовали статью "Реклама не нужна. Нужна информация". Она вызвала читательский интерес - 112 просмотров за день.
    Сегодня продолжение темы.

На ювелирную мастерскую пролился "золотой дождь"

01 марта 2024 мы опубликовали информацию о переезде ювелирной дизайн студии Вячеслава Муравьева на новый адрес.
   За месяц заметку прочли 1145 раз. В конце статьи стояла гиперактивная ссылка на страничку мастерской на сайте Ярцево Ру http://www.yartsevo.ru/uvelir_muraviov.html
Что интересно? По этой ссылке за март было 239 переходов.
Конверсия в продажах — это процент потенциальных клиентов, которые совершили целевое действие, например оплатили заказ или оставили контактные данные. В нашем случае - конверсия, это соотношение читателей, которые прочли заметку к читателям, совершившим целевое действие (переход на страничку мастерской).
Получается конверсия 1145 : 239 = 0,206
Конверсия влияет на ROI — то есть на окупаемость вложений в рекламу. 
Какова стоимость рекламы?
100 руб. в месяц / Переходов 239 = 42 копейки за один переход. Неплохо!
Если из 239 человек, совершивших переход на сайт оплатят заказ 0,206 % = 62 человека а средняя стоимость, допустим, ремонта ювелирного изделия составляет 500 рублей, то поучается за месяц доход составит (по клиентам от рекламы на Ярцево Ру) 31000 рублей. Напоминаем, что затраты составили 100 рублей.
Ю.Б.
30.03.2024 г. Бар - паб "Бункер"

Обновление страницы Бара - паба "Бункер"

Любителям пенных напитков.
Согрейся холодненьким!
Широкий ассортимент различных пенных напитков, в т.ч. Курск и Ростов на Дону.
Куча рыбы горячего и холодного копчения и вяленной.
БАР "ПИВОРАМА" и ПАБ "Бункер"
Подробности на http://www.yartsevo.ru/bunker.html
22.03.2024 г. Сдаются в аренду помещения от 7 квадратных метров в здании по адресу: г. Ярцево, ул. Энтузиастов, дом 23. (Бывший банк "Титан").
Тел. 8-961-135-20-20
19.03.2024 г. С целью дальнейшей раскрутки телеграм канала Ярцево Ру с 20 марта по 20 апреля мы дарим всем предпринимателям Ярцевского района возможность опубликовать рекламное или информационное сообщение. Для того чтобы узнать подробности, переходите по ссылке в названии статьи или жмите "Читать далее"
15.03.2024 г. РЕСТОРАН "GREEN CAFE"
Вы всегда будете желанным гостем нашего ресторана. Превосходная кухня на любой вкус и стильное оформление залов не оставят Вас равнодушными. В нашем ресторане 3 различных зала для гостей, которые хотят получить индивидуальную атмосферу, мы предлагаем бар с дизайнерским интерьером.

Кафе Грин анонс

Подробности на страничке "Грин кафе" http://www.yartsevo.ru/orange-greenru.html
Кроме того, оказывается, в Ярцеве существует ещё один музей и расположен он прямо в ресторане "Грин Кафе"\

Кафе Грин анонс

Читать здесь, переходя по ссылке:

15.03.2024 г. Гостиница "Апельсин". Элитный отдых бизнес-класса для Вас, Вашей семьи, Ваших друзей и партнеров! Позвольте себе отдохнуть красиво – это того стоит! Когда приглашаете партнеров в командировку в Ярцево, рекомендуйте "Апельсин". 

Апельсин анонс

Подробная информация на страничке "Апельсина" здесь: http://www.yartsevo.ru/apelsin.html

 

09.03.2024 г. Есть на сайте Ярцево Ру раздел Еда. Это очень полезный раздел. В нем можно посмотреть список кафе, ресторанов, пиццерий, кафетериев, столовых и т.п. И не просто список с указанием адреса, телефона и графика работы заведения, но в этом списке есть ссылка на фирменную страничку предприятия питания.
На страничке можно посмотреть интерьер заведения, вместимость зала, ссылки на фирменные сайты и группы в социальных сетях.
Если вы хотите пригласить даму в кафе, заходите в раздел ЕДА http://www.yartsevo.ru/food.html
Раздел пользуется популярностью, его уже посетили и регулярно посещают десятки тысяч пользователей.

Экскурсия по сайту Ярцево Ру - раздел ЕДА

 


08.03.2024 г. Обновление странички кафе "Килас Кура" (Хинкальная).
Во первых, у них появился свой сайт. Во вторых, на сайте есть меню. В третьих, вы можете заказать доставку блюд на дом или в офис.
Вкусные шашлыки и блюда грузинской и европейской кухни.

Обновление Килас Кура

 


06.03.2024 г. Обновлена страничка ритуальных услуг "Ритуал67".

Обновление Ритуал

 Подробнее о всех видах услуг здесь: http://www.yartsevo.ru/ritual67.html  



Все новости сайта >>>


 
   
 

Интересное в сети

В сети натолкнулся на интересную группу "Поэзия. Стихи. Чтец" 
Ярцевчане, оказывается любят поэзию. На данную группу пописаны на 25.03.2024 года - 2399 человек. 

 




08.03.2024 г. кафе "Килас Кура" (Хинкальная). 
Во первых, у них появился свой сайт. Во вторых, на сайте есть меню. В третьих, вы можете заказать доставку блюд на дом или в офис.
Вкусные шашлыки и блюда грузинской и европейской кухни. https://hinkalnaya.qr-cafe.ru/catalog
Приглашаем Вас посетить кафе «Питон»!
(Имеется летняя площадка с видом на живописный парк)
Вы получите удовольствие от кулинарных шедевров от домашней русской кухни, до итальянских изысков.
Теперь у них появился свой сайт. www.donpiton.ru
В сети появился сайт ярцевского кинотеатра "Россия". На нём публикуются расписание сеансов, киноафиша, часы работы и адрес кинотеатра. Вскоре, через сайт можно будет купить кинобилеты. Перейти на сайт: https://yartsevokino.ru



24.01.2018 г. Кого вдохновляет образ вождя. Президентская кампания началась. 
Все новости интернета >>>