Самая используемая на сегодняшний день схема – звонок с целью выведать номер карты. И все потенциальные жертвы в принципе знают, что сообщать реквизиты категорически нельзя. Но приемов изобретено так много, что теряются даже подготовленные люди. Аферисты могут представляться приставами, сотрудниками банка, мобильного оператора, коммунальных служб или организаторами конкурсов. 90% всех хищений проворачивают именно так. Методы социальной инженерии мошенниками оттачиваются буквально каждый день.
Мошенники чаще всего действуют как завзятые психологи - используя методы так называемой «социальной инженерии», выуживают у людей информацию, которая позволяет залезать в их виртуальные кошельки. Например, через спам и СМС-рассылки приводят человека на сайт, где он якобы должен проверить, не взломана ли его карта. Для этого в специальные поля надо внести исчерпывающие данные о карте, включая секретный СVV-код. Мошенническая система конечно же сообщит, что с картой все в порядке – но именно в этот момент можно попрощаться со своими деньгами.
Проблема полностью никогда не исчезнет, поскольку она кроется в психологии людей, а зачастую - в их беспечности. Поэтому количество несанкционированных операций за минувший год выросло на 30%. Но при этом сумма «выведенных» средств падает: за 2016 год объем несанкционированных операций по картам уменьшился на 6,1%, а за два последних года доля таких операций в объеме платежей по картам снизилась почти в два раза.
В 2017 году в стране совершено более 300 тысяч краж с использованием электронных способов оплаты на сумму около 1 млрд рублей. Большинство из них совершили владельцы карт, которых обманным путем вынудили сделать перевод или сообщить данные карты. Средняя сумма кражи – около 3 тыс. рублей. Но чаще – не больше 1 тыс. рублей, поэтому пострадавшие предпочитают забыть об этой неприятности. Однако Центральный банк рекомендует не срывать такие случаи, а заявлять об этом в полицию.
Откровения о том, «как у меня похитили деньги с банковской карты» появляются в соцсетях или на страничках банков постоянно. Делается это из лучших побуждений – чтобы предупредить других. Известны недавние случаи в Смоленской области: доверчивый смолянин перечислил вознаграждение якобы нашедшему его пропавшие документы; мужчина из Кардымово «оплатил» страховку для получения кредита; пенсионер перевел «налог и стоимость транзакции» для получения компенсационной выплаты при покупке некачественного товара. Это те случаи, о которых заявили пострадавшие. Остальные жертвы мошенников мирятся с пропажей, особенно если сумма ее невелика.
«Многие пострадавшие не хотят идти в полицию, ведь на это уйдет много времени. Кроме того, нужно еще представить четкие доказательства мошенничества, – говорит и.о. управляющего Отделением Смоленск ГУ Банка России по ЦФО Юрий Гоев. – Вот и идет народ обсуждать свои конкретные ситуации в сетях, ждет советов и поддержки, хочет предупредить остальных. А эффект получается обратный: очень часто описанные в соцсетях схемы обмана настолько подробны, что мошенники используют их как готовую инструкцию для «обработки» своих жертв».
Точное количество пострадавших из-за действий кибермошенников жителей области не известно. По стране таких людей в прошлом году было около 300 000, и это лишь те, кто обращался с жалобами в банки. К сожалению, зачастую деньги вернуть уже невозможно, а в полицию обращаются редко.
Отделение Смоленск ГУ Банка России по ЦФО
Тел.: (4812) 64-93-79; E-mail: 66media@cbr.ru