Заместитель Генерального прокурора РФ Владимир Малиновский внёс руководителю управления представление об устранении нарушений закона, выявленных в ходе ведомственной проверки.
Прокуроры установили, полномочия должностных лиц управления в части осуществления государственного ветеринарного и фитосанитарного контроля на границе РФ, не всегда осуществлялись должным образом.
— Техническое оснащение железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, находящихся в зоне деятельности Управления, не отвечает требованиям, необходимым для качественного осуществления ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля. Взаимодействие с органами государственного контроля осуществлялось формально, — сообщает Генпрокуратура.
Также в пресс-службе генпрокуратуры сообщили, что учёт документов, подтверждающих факты изъятия и уничтожения запрещенных к ввозу товаров, не всегда вёлся надлежащим образом. Так, зафиксированы случаи отсутствия данных о времени фото- или видеофиксации уничтожения изъятой у предпринимателей продукции.
Взаимодействие с водителями автомашин, осуществляющим международные перевозки и имеющим иностранное гражданство, также вызвало ряд вопросов. По мнению прокуратуры, водителям не разъясняли право давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, а также право на услуги переводчика. Кроме того, в ходе проверки были выявлены факты оформления отказа от дачи объяснений на иностранном языке.
— В материалах дел отсутствовали объективные доказательства наличия в действиях перевозчиков грузов составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 10.2 КоАП РФ (нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) и ст. 10.3 КоАП РФ (нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза). В материалах также не имелось сведений о наличии или отсутствии договорных отношений между водителем и грузоотправителем (грузополучателем), подтверждающих основания права пользования транспортным средством, — подчеркнули в генеральной прокуратуре.
Прокуроры выявили нарушения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Нарушения выявлены в случаях оформлении результатов проверочных мероприятий. Зачастую в актах проверок не указывали время, дата начала и окончания проверки и составления акта. В пресс-службе прокуратуры отмечают, что это нарушение исключает возможность оценить соблюдение сроков и период её проведения.
Также прокуроры выявили факты завышения штрафных санкций с помощью вынесения в отношении одного лица нескольких постановлений по каждой статье КоАП РФ. В итоге суммы штрафов превышали суммы, которые определены действующим законодательством.
При этом прокуроры выявили в Управлении случаи занижения штрафных санкций. Для отдельных хозяйствующих субъектов и их должностных лиц при фактическом наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов) применялось наказание в виде административной ответственности по ст. 10.6 КоАП РФ (нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил) и ст. 10.8 КоАП РФ (нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства), которые предусматривают значительно меньшие штрафы. А некоторые предприятия и вовсе освобождались от штрафов.
Также прокуроры выявили нарушения в сфере земельного надзора:
— В рамках полномочий земельного надзора должностными лицами Управления по результатам административных расследований незаконно выдано 164 предписания об устранении нарушений земельного законодательства, из которых 138 выданы гражданам и 26 – юридическим лицам. Как следствие, неправомерно проведены более 180 внеплановых проверок по контролю их исполнения.
В Генеральной прокуратуре РФ сообщают, что по результатам рассмотрения представления 5 должностных лиц Управления привлечены к дисциплинарной ответственности. По итогам проверки прокуратуры отменены 4 постановления о незаконном привлечении должностных лиц к административной ответственности.